Андрей Гришаев (andreygrishaev) wrote,
Андрей Гришаев
andreygrishaev

Аскетизм изнутри



Термин #аскетика происходит от греческого аскео (ασκεο). Во времена античности им обозначали искусную обработку грубого исходного материала, работы по налаживанию быта или практику по совершенствованию телесной и душевной природы. То есть - это сила для окультуривания пространства внутри сознания и вовне его. Греческая античная радость бытия сообщала ασκεο солнечный жизнеутверждающий оптимизм.

Но постепенно этот термин все чаще приобретал негативный смысл, то есть обозначал то, от чего необходимо отказываться, чтобы чего-то достичь. Адепт, искатель, работник как бы сосредоточивался в большей степени не на цели, а на средствах. Как будто какая-то усталость от жизни проникла в цветной бесконечный мир. То ли городской быт так повлиял, то ли просто всегда находились люди, которым было тесно в физическом измерении, которые развивали и совершенствовали аскетические практики, не удовлетворяясь теми, что есть уже на сегодняшний день... А город был именно таким местом, где особенно чувствовалось телесная и душевная стесненность.

Впоследствии аскетизм уже предполагал воздержанность от чувственных наслаждений, связанных, в основном, с излишествами. С тем, без чего можно обойтись. Эти излишества - обильная вкусная еда, беспорядочный секс, в более широком смысле и власть, богатство, претензии на исключительность и т. д. Аскетизм и аскетические практики есть в христианстве, исламе, индуизме и буддизме. Практически в каждом религиозном движении, которое устанавливает связь с Божественным или обещает достижение совершенства, преодоления границ физического мира и существования, - есть элементы аскетизма. Чтобы что-то приобрести - нужно от чего-то отказаться, сбросить ненужный балласт, уменьшить вес собственных стремлений и притязаний, своего сознания, чтобы ничего не мешало подниматься вверх.

Здесь нужно сразу отмести чисто мирскую аскетику, которая является ничем иным как обычным чувством меры и разумной скромностью, а попадает в разряд аскез по недоразумению, из-за недостаточности духовного потенциала и чуткости у большинства людей. Это - чем-то ограничить себя именно для достижения посюсторонних целей. Парень готовится к сдаче сессии в университете и поэтому ему надо перестать бухать, девушке надо держать форму, потому что скоро лето и вообще пора замуж, "аскезы" на благо семьи - не произносить бранных слов, не давить друг на друга, спорт и все те ограничения, которые связаны с занятиями, более здоровый образ жизни, этическое вегетарианство, а еще работа и наука - то, что требует сосредоточенности и отвлечения от рассеивающих внимание посторонних мыслей. Все это лишь преодоление определенных барьеров для достижения конкретной цели, часто примитивной увы, поистине мирской. Той, которая по прошествии лет окажется оставленным позади ветхим хламом или просто миражом.

Что касается настоящего, "адресного" аскетизма, то считается, что ограничениями можно достичь абсолютной совершенной нравственности, которая позволит приблизиться к Богу. Если брать душевные качества во временном аспекте, то мораль, нравственность - понятие не абсолютные, скользящие по поверхности и всегда зависят от капризов того или иного общества, меняющегося в течение тысяч лет. Поэтому ориентирование на "абсолютную мораль", на образцы, образы, которые известны теоретически, (да, к тому же, многие из которых сами себя считали недостойными и презреннейшими из людей), как главное целеполагание - ложный путь, в лучшем случае приводящий к топтанию аскета на месте, а в худшем к потере ориентиров, к двуличности, раздуванию эго, погрязанию в собственных иллюзиях, которые становятся очевидны для всякого постороннего, кроме самого практикующего. Нравственные примеры, которым придается абсолютный характер и статус для подражания, хороши для общества и тех, кто составляет его, но это связано с инстинктом самосохранения самого общества. Эти примеры бесполезны для истинного духовного искателя. Это фактор близи, а не перспективы. Они становятся камнем преткновения, тем, на что отвлекается внимание, вместо того, чтобы видеть широту далекого горизонта. Это аспект человеческой суеты.

Да, абсолютная мораль существует в Абсолюте, как и абсолютное добро, оно - сам Абсолют. Но поскольку и добро и мораль относится к области "качеств", "признаков", которые невозможны в реальном Абсолюте (поскольку он, как цель, существует только условно, как элемент веры) - то стремиться можно лишь к оставлению чего-то, а не приобретению. Абсолют или точнее Абсолютное - безграничное нечто, имеющее точку опоры в самом субъекте аскета, а не в объекте, не важно каков этот объект - реальная вещь в визуальном пространстве или мысль о вещи или явлении во внутреннем поле сознания. Абсолютное - есть сама суть постигающего субъекта, поэтому достичь его по большому счету - невозможно. Это движение вспять, а не вперед. Постепенное сползание к центру собственного существа, такое своеобразное центрирование объектности и отказ о нее.


http://fubiz.net

Всеобъемлющий отказ - вот главный принцип аскетического существования и залог успеха. Не единовременный отказ, что похоже на обиду на весь мир и сравнимо с детским желанием одновременно и спрятаться и ухватить все и сразу. Это невозможно еще и по причине ограниченности и безволия, свойственным человеку вообще на духовном пути. Только постепенное, осознанное отбрасывание оболочек видимости, слышимости и того, что ощущается кожей или внутренним зрением.

Чем более развит интеллект и склонность к абстрагированию, тем глубже понимание аскета (даже если он таковым себя не считает), что дело не только и не столько в качественном аспекте конкретных объектов, к которым стремится ум, а в их существовании как таковом. Надо вообще отказать в существовании миру объектов, лишить его опоры, питания. И тогда сложный лабиринт объектности, состоящий из ассоциативных рядов, то расходящихся, то смыкающихся, ветвящихся как реки и дороги - дает сбой. Все начинает путаться, свиваться в клубки и разматываться в другом порядке. Тревожащие воспоминания сохнут и теряют сок. Постепенно утончаясь в уме, объектная плотная ткань разрывается и становится похожа сначала на ворох вспыхивающих цветных картинок, теряющих между собой связь, потом на разрозненные впечатления разной степени интенсивности - то принимающие конкретную форму, то представляющие собой как бы вспышки света или сгустки темноты, потом уже на тени, шныряющие по углам, которые прячутся как только внутренний взгляд их настигает, и, в конце концов, от них остаются только следы в "виде" неясных ощущений. Эти следы тоже исчезают и тогда...

И тогда возникает странное чувство: чувство восприятия того, что не поддается восприятию по определению. Это "событие" сравнимо с тем, как слепой, вошедший в комнату, по каким-то ему одному ведомым признакам, может точно определить чье-то присутствие в непроницаемой тьме. А дальше уже "происходит" то, что восприятие действует без того, кто воспринимает.

Ты кидаешь в горку шар, чтобы он достиг вершины и перекатился через нее. Успех зависит от того, с какой силой это сделано. Докатившись до вершины, он замирает, потом начинает сначала медленно, потом все быстрее и быстрее стремиться вниз с противоположной стороны.

Как это работает? Человеческое естество деятельно. И если этой жажде действия придать другой, противоположный импульс - то откроются "вещи", до которых не достигает ум. Отбрасывая постепенно все аспекты реальности (или того, что называет реальностью будничное сознание) острие восприятия суживается и утончается настолько, что пространство становится точкой, съеживается до размеров точки. И если двигаться дальше, а иначе и нельзя, не получится, ведь изменено направление импульса, - то из этой точки начинает расти другое пространство. Совсем другое. ИНОЕ. Там не стоит вопрос жизни и смерти, нет вообще никаких вопросов, как и проблем, потому что вопрошание и преодоление чего-то - признак несовершенства.

И это ИНОЕ доступно, если очень захотеть, если изначально, в самом начале духовного пути есть понимание и вера в то, что ты делаешь...
Tags: #аскетика, абсолют адепт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments