Андрей Гришаев (andreygrishaev) wrote,
Андрей Гришаев
andreygrishaev

Аскетизм снаружи


http://rosfotooboi.ru

Общество человеческих существ состоит из субъектов, субъект центрирован в чувстве эго. Эго порождает эгоизм как форму существования, которая в обществе безальтернативна. Проще говоря, нельзя жить в обществе и не быть эгоистом, потому что #эгоизм - основа общественных отношений, мерило всего, базис различения я и не-я, без которого наступит хаос. Если исчезнет эго, человек даже не будет знать о собственном существовании. Как бы странно это ни звучало, но общество держится на именно на эгоизме, и если вдруг все станут альтруистами, готовыми все отдать каждому встречному - обществу конец, конец и популяции, которая начнет сворачиваться как библейский свиток. Всеми достижениями цивилизации (и ее позору) мы обязаны эгоизму отдельных людей или общественных групп, той силе совершенствования, которая всегда стремится к достижению чего-то такого, чем она не обладает на данный момент. Конечно в эгоизме полно отрицательных сторон, но это эффект, который можно назвать побочным, физиологическими болями, не имеющими источника в настоящей болезни.

Поэтому на духовном пути самое трудное препятствие - это собственное эго. Суета эго есть действие, обратное движению духовного свойства.. Эго заполняет собой весь мир, его личины подстерегают за каждым поворотом. Как отражение в каждом зеркале, в каждом явлении и факте человек видит свое собственное отражение, отражение своего эго. Согласно расхожим представлениям, эгоизм - это чрезмерная любовь к себе и бесчувствие в отношении окружающих. Однако если оценить вопрос не предвзято, с точки зрения настоящих духовных перспектив и ценностей, то окажется, что эго - это просто сеть, которую накидывает индивидуум на окружающую реальность вместе со всеми ее красотами, уродством и живыми существами, формируя к ним отношение. Используя эти отношения, притяжения и отталкивания, индивид ориентируется в пространстве, движется, живет в нем.

То, что считается "любовью" - просто проявление желания включить в свою сферу влияния живое существо, вещь или явление - не более того. Эгоизм как воронка втягивает кружит и притягивает к себе все, что находится в поле досягаемости. Все родные, близкие, хорошие знакомые, переживания за них, даже желание пострадать или умереть за них, даже более широкие, благородные и абстрактные понятия, такие как патриотизм или чувство Родины, желание помогать кому-то - это части эго отдельного человека. Это цепи, привязывающие его к обществу, делающие его рабом общества, и потому ничего не различающим в духовном пространстве.

Но #аскетизм - это мощное средство, способное разорвать даже цепь причинности, ограничить, а затем и уничтожить причинно-следственный континуум, ставящий рамки человеку, принцип, скрывающий далекий чистый горизонт.

Поэтому в религиозной аскетике такое внимание уделяется отречению. Где-то это может называться иначе, но суть все та же: требуется разорвать порочный круг эго. Пусть не порывать с миром физически, (потому что существует еще и долг перед государством, семьей и т. д.), но изменить свое к нему отношение. Если бы родные узнали настоящие мысли такого человека, вероятно, очень бы обиделись. Ведь для такого практика нет друзей и врагов, нет родных и близких, нет вообще никого, к кому бы стремились чувства. Он мертв для "мира", хотя внешне это может и никак не выражаться.

Аскет является частью общества, но он не живет в нем, не принадлежит ему. Они как бы проявляются в разных диапазонах - как разные формы взаимно преобразующихся энергий проявляются непременно в разных частотных диапазонах. Общество порочно уже хотя бы потому, что в нем нельзя быть свободным, в первую очередь духовно свободным, чтобы дать возможность проявиться духовному потенциалу, который задавлен множеством условностей, стереотипов, расхожих понятий, мнений, оценок, религиозных постулатов и непререкаемых суждений. Хотя именно религиозные постулаты могут быть и бывают чаще всего отправной точкой, базой, с которой начинается духовное путешествие.

Религиозные догматы разных религий получались в результате мистического (или трансперсонального - кому как нравится) опыта основателей или реформаторов. Но духовный опыт каждого человека неповторим и уникален, как уникальна и внешность. И всегда вначале впереди простирается только лабиринт, состоящий из аллей, развилок и тупиков чужого опыта, сходящиеся и расходящиеся пути, уводящие в мерцания светотени. То, что дается заранее ведь не может быть опытом, тем, что познано, а может быть только инструментом познания. Догмат - это посох, с которым искатель отправляется в дорогу.

В аскетизме, как части определенной религиозной традиции - аскет всегда использует и незаметно для себя (для собственного эго) преодолевает вещественность тех внешних или внутренних образов, которые должны ему помочь на определенном раннем этапе. Эта вещественность выполняет роль скальных крюков, используемых альпинистами, чтобы взбираться по отвесному склону.

Именно поэтому духовный практик, аскет должен отказаться от обыденного понимания сакральных символов, потому что нельзя божественную безграничность втиснуть в какие-то рамки и образы, зримые или не зримые, существующие на границе чувства. Всякому аскету (будь то пустыннику, анахорету, суфию, шиваиту и вишнуиту, буддийскому монаху или сибирскому шаману, какова бы ни была их декларируемая цель) рано или поздно приходится узнать, что их символы, ожидания определенного рода были только вехами на пути. Эти вехи, столбы, роскошные арки и расписные своды должны остаться позади. Ну, а если не останутся, то значит аскет остановился у двери и так и не смог открыть ее...
Tags: #аскетизм, #эгоизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments